МНМЦ ВШЭ провел видеосеминар в Майкопе

В Майкопе прошел видеосеминар, организованный Международным научно-методическим центром Высшей школы экономики. В нем приняли участие преподаватели двух федеральных вузов Республики Адыгея - Адыгейского государственного университета и Майкопского государственного технологического университета. Руководство Международного научно-методического центра рассказало им о программах повышения квалификации, стажировках и возможностях проведения совместных научных исследований.

Международный научно-методический центр Высшей школы экономики провел очередной видеосеминар, он был организован на площадке Адыгейского государственного университета. В мероприятии приняли участие руководство Адыгейского государственного университета и Майкопского государственного технологического университета, деканы факультетов, директора институтов, заведующие кафедрами и профессорско-преподавательский состав.

Видеосеминар прошел 6 февраля в городе Майкоп. Модераторам мероприятия стали проректор по образовательной деятельности Адыгейского государственного университета Александр Аркелов и кандидат филологических наук, координатор работ по информационному продвижению Международного научно-методического центра Высшей школы экономики Лидия Малыгина. Со стороны Международного научно-методического центра по видеосвязи выступили руководитель Международного научно-методического центра Высшей школы экономики, заместитель декана факультета компьютерных наук по учебно-методической работе Илья Самоненко и научный руководитель Международного научно-методического центра Высшей школы экономики, декан факультета математики Высшей школы экономики Владлен Тиморин.

Илья Самоненко рассказал, что Международный научно-методический центр занимается обучением специалистов в области цифровой экономики.

«В рамках национальной программы «Цифровая экономика» к концу 2024 года 10 млн человек пройдут обучение по программам повышения цифровой грамотности. Еще 120 тыс. человек будут приняты на программы высшего образования в области информационных технологий. Международный научно-методический центр запускает свои образовательные программы в данных направлениях. Мы разрабатываем инновационное содержание для обучения информатике, математике и цифровым технологиям. Мы учитываем последние научные достижения в этих областях, а также смотрим, какие навыки наиболее востребованы сегодня на предприятиях», - отметил руководитель МНМЦ ВШЭ.

Илья Самоненко обратил внимание на то, что Международный научно-методический центр анализирует лучшие зарубежные практики преподавания математики, компьютерных наук и цифровых технологий. Кроме того, центр работает с преподавателями, оказывая им содействие в проведении научных исследований в данных областях. Илья Самоненко добавил, что преподаватели вузов могут пройти стажировки в центре, получив должность стажера-исследователя в одной из лабораторий Высшей школы экономики.

«Преподаватели смогут проводить вместе с нашими сотрудниками совместные научные исследования. В случае успешного прохождения стажировки они могут претендовать и на стажировки в зарубежных вузах», - заключил руководитель Международного научно-методического центра Высшей школы экономики.

Владлен Тиморин добавил, что представители Международного научно-методического центра Высшей школы экономики готовы провести выездные занятия. «Мы готовы приехать в разные вузы, однако при условии, что на программы запишутся более 15 преподавателей и аспирантов», - объяснил Владлен Тиморин.

По его словам, список обучающих программ выложен на официальном сайте Международного научно-методического центра Высшей школы экономики. «Этот список не надо считать исчерпывающим. Мы открыты к иным предложениям. Если какие-то вузы интересуют другие программы, мы готовы обсудить возможность преподавания этих дисциплин, будем искать ресурсы для этого», - сказал Владлен Тиморин.

Он добавил, что преподаватели вузов также могут прослушать онлайн-курсы Международного научно-методического центра. «Эти курсы могут быть полезны для преподавателей, в том числе в методическом плане. Преподаватели смогут почерпнуть из них какие-то находки в области обучения студентов тому или иному предмету», - заключил Владлен Тиморин.

Присутствовавшие на семинаре преподаватели спросили, как можно  использовать учебно-методические материалы центра для работы со студентами. Илья Самоненко ответил, что Международным научно-методическим центром создан «конструктор курсов». «Минимальная единица конструктора – отдельное задание. Преподаватели, получив доступ к конструктору, смогут компоновать из заданий свои курсы», - объяснил Илья Самоненко. Он добавил, что все материалы использовались для обучения студентов Высшей школы экономики. Однако эти материалы разбиты на разные уровни, и преподаватели смогут выбирать те из них, которые больше всего подходят для их студентов.

Проректор по образовательной деятельности Адыгейского государственного университета Александр Аракелов спросил, есть ли у Международного научно-методического центра программы повышения квалификации для гуманитариев.

Илья Самоненко ответил, что некоторые программы, предлагаемые центром, могут подойти и для гуманитариев. «Все зависит от того, какие ставит перед собой задачи преподаватель гуманитарных дисциплин. Одна история, когда он хочет получить базовые навыки по работе с данными в Excel. Другое дело, когда у него есть уже базовые знания в области математики и статистики. Тогда речь может идти уже об использовании языка Python и наших библиотек для обработки данных. Преподавателю гуманитарных дисциплин надо обсудить с нами задачи, которые он перед собой ставит, и уже затем выбрать программу», - отметил Илья Самоненко.

Декан факультета математики и компьютерных наук Адыгейского государственного университета Айдамир Сташ спросил, как долго длится  стажировка для преподавателей.

Илья Самоненко объяснил, что краткосрочная стажировка проходит в течение месяца, а долгосрочная может длиться до полугода. Преподаватели, которые приедут на стажировку в Международный научно-методический центр, смогут получать там зарплату, часть которой будет покрывать проживание в Москве.

Заведующий кафедрой информационной безопасности и прикладной информатики Майкопского государственного технологического университета Вячеслав Чундышко заявил, что его кафедра имеет опыт обучения основам цифровой грамотности разных специалистов – медиков, педагогов. «Мы корректировали наши программы под каждую категорию людей, которые проходили у нас повышение квалификации. Готовы сотрудничать с Международным научно-методическим центром Высшей школы экономики в данном направлении, делиться опытом», - отметил Вячеслав Чундышко. Кроме того, он задал вопрос, есть ли у Международного научно-методического центра программы по информационной безопасности.

Илья Самоненко заявил, что такое направление есть. «Кроме того, в центре будут преподаваться курсы по цифровой безопасности, они сейчас в процессе создания», - объяснил Илья Самоненко.

В заключение преподаватели Адыгейского государственного университета и Майкопского государственного технологического университета выразили благодарность представителям Международного научно-методического центра Высшей школы экономики за семинар и заявили о желании начать с ним сотрудничество.