• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция Международного научно-методического центра НИУ ВШЭ

1. Общие положения

Целью создания научно-педагогического объединения "Международный научно-методический центр" в области математики, информатики и цифровых технологий Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"  (далее -МНМЦ) является обеспечение образовательных организаций высшего образования России научно-педагогическими кадрами высшей квалификации в области математики, информатики и цифровых технологий за счет проведения подготовки, переподготовки и стажировки их работников в соответствии с лучшими российскими и мировыми образцами.

МНМЦ ориентирован на научно-педагогических работников и аспирантов образовательных организаций высшего образования, желающих совершенствовать свои компетенции в преподавании математики, информатики и цифровых технологий, проведении исследований в данных областях знаний и поддерживаемых в своих стремлениях руководством организаций.

МНМЦ организуется как научно-педагогический коллектив, в состав которого войдут ведущие работники факультета математики, факультета компьютерных наук, других структурных подразделений и структурных единиц НИУ ВШЭ, иных образовательных и/или научных российских и зарубежных организаций.

На базе МНМЦ НИУ ВШЭ будет осуществляться образовательная, методическая и научную деятельность, в том числе, в сотрудничестве с зарубежными университетами и исследовательскими центрами.

1.1. Образовательная деятельность МНМЦ:

1.1.1. разработка и реализация образовательных программ подготовки (повышения квалификации) научно-педагогических работников и аспирантов образовательных организаций высшего образования в области математики, информатики и цифровых технологий;

1.1.2. разработка и реализация образовательных программ профессиональной переподготовки научно-педагогических работников и аспирантов образовательных организаций высшего образования в области математики, информатики и цифровых технологий;

1.1.3. разработка и реализация программ стажировки научно-педагогических работников и аспирантов образовательных организаций высшего образования в области математики, информатики и цифровых технологий;

1.1.4. проведение семинаров, вебинаров и конференций.

Возможные форматы проведения программ:

  • очные;
  • очно-дистанционные;
  • дистанционные.

Продолжительность образовательных программ зависит от объема (академических часов) и формата проведения и может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев.

Тематика образовательных программ вырабатывается в соответствии с образовательной моделью МНМЦ ВШЭ и направлена на развитие ключевых предметных, методических и научных компетенций, необходимых для подготовки продвинутых кадров цифровой экономики в областях математики, информатики и технологии.

На портале МНМЦ ВШЭ будет опубликована информация об образовательных программах, а также процедура подачи заявок. Для преподавателя (или группы преподавателей) определяется образовательный трек, который в зависимости от продолжительности программы и поставленных задач может включать различные учебно-методические и научно-методические элементы.

1.2.Методическая деятельность МНМЦ:

1.2.1. разработка учебно-методических материалов по математике, компьютерным наукам и цифровым технологиям;

1.2.2. разработка контрольно-измерительных материалов (КИМов) к курсам по математике, компьютерным наукам и цифровым технологиям;

1.2.3. разработка цифровых образовательных ресурсов;

1.2.4. экспертиза (анализ, мониторинг, аудит) перечисленных выше типов материалов от сторонних организаций и ведомств;

1.2.5. консультационная поддержка и постпрограммные мероприятия для слушателей, прошедших обучение по образовательным программам МНМЦ;

1.2.6. поддержка единого сетевого преподавательского и методического пространства между образовательными организациями высшего образования.

1.3.Научная деятельность МНМЦ:

1.3.1. разработка инновационных парадигм обучения математике, информатике, цифровым технологиям, учитывающих как последние научные достижения в этих областях, так и структуру спроса со стороны современных областей цифровой экономики;

1.3.2. анализ лучших российских и зарубежных практик преподавания математики, компьютерных наук и цифровых технологий;

1.3.3. содействие преподавателям образовательных организаций высшего образования в проведении научных исследований и подготовке статей по математике, компьютерным наукам и цифровых технологиям.

1.4.Международная деятельность МНМЦ:

1.4.1. вовлечение коллег из российских образовательных организаций высшего образования-партнеров в международные научные проекты и коллаборации;

1.4.2. привлечение зарубежных специалистов мирового уровня к деятельности МНМЦ;

1.4.3. организация международных стажировок для научно-педагогических работников российских образовательных организаций высшего образования.

К работе МНМЦ будут привлекаться научно-педагогические и административные работники НИУ ВШЭ, работники иных ведущих образовательных и научных организаций, в том числе зарубежных, а также специалисты-практики из ведущих IT компаний.

2. Взаимодействие с образовательными организациями высшего образования , научными организациями, IT компаниями

МНМЦ планирует взаимодействие с образовательными организациями высшего образования, научными организациями и IT компаниями через построение сетевой иерархической модели.

Агенты взаимодействия:

  • МНМЦ;
  • Образовательные организации высшего образования-партнеры (спутники);
  • Образовательные организации высшего образования (их структурные подразделения: факультеты, кафедры, иные) в регионах Российской Федерации;
  • Научные организации;
  • IT компании;
  • Научно-педагогические коллективы;
  • Научно-педагогические работники;

В 2019-2020 гг. планируется определить не менее трех образовательных организаций высшего образования-партнеров (спутников) из различных регионов Российской Федерации, которые в дальнейшем станут региональными площадками для распространения мероприятий МНМЦ. Научно-педагогические коллективы образовательных организаций высшего образования-партнеров пройдут обучение по образовательным программам подготовки, переподготовки и стажировки МНМЦ. Дальнейшее взаимодействие с образовательными организациями высшего образования-партнерами будет направлено на обеспечение трансляции образовательных мероприятий МНМЦ в данных регионах. Представители других региональных образовательных организаций высшего образования смогут принимать участие в образовательных мероприятиях как на базе МНМЦ в НИУ ВШЭ, так и на базе образовательных организаций высшего образования-партнеров.

Начало взаимодействия МНМЦ с региональными образовательными организациями высшего образования может проходить по следующим сценариям:

  • Официальное письмо (запрос) от МНМЦ в адрес администрации образовательной организации с предложением начать сотрудничество.
  • Официальное письмо (запрос) от администрации образовательной организации в адрес МНМЦ с предложением начать сотрудничество.
  • Отклики научно-педагогических коллективов на опубликованные на интернет-странице МНМЦ в рамках корпоративного сайта (портала) НИУ ВШЭ (далее – страница МНМЦ) предложения по прохождению программ подготовки, переподготовки и стажировки. Далее вопрос будет согласовываться с администрацией образовательной организации.
  • Отклики отдельных научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования на опубликованные на странице МНМЦ предложения по прохождению программ подготовки, переподготовки и стажировки. Далее вопрос будет согласовываться с администрацией образовательной организации.

МНМЦ планирует привлечение специалистов из ведущих научных организаций и IT компаний, среди которых:

  • Математический институт им. В.А. Стеклова РАН (базовая кафедра на факультете математики НИУ ВШЭ)
  • Институт системного программирования РАН (базовая кафедра на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ)
  • Институт проблем передачи информации имени А.А. Харкевича РАН (базовые кафедры на факультете компьютерных наук и на факультете математики НИУ ВШЭ)
  • Компания Яндекс (базовая кафедра на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ, соорганизатор факультета)
  • Компания SAS (базовая кафедра на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ)
  • Компания Samsung (научный центр на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ)
  • Компания JetBrains (входит в попечительский совет факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ)
  • ПАО Сбербанк (входит в попечительский совет факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, Научно-учебная лаборатория анализа данных и финансовых технологиях Магистерская программа «Финансовые технологии и анализ данных»)

В результате представители региональных образовательных организаций высшего образования получают возможность:

  • обучения и консультаций у ведущих российских и зарубежных преподавателей и ученых;
  • обучения и консультаций у экспертов из ведущих IT компаний;
  • коммуникации и обмена опытом между собой.

3. Цифровые ресурсы и дистанционные технологии

Одним из ключевых механизмов реализации деятельности МНМЦ будет использование цифровых ресурсов и дистанционных технологий.

Вся деятельность МНМЦ будет представлена на странице МНМЦ, которая будет включать следующие разделы:

  • общая информация о направлениях деятельности МНМЦ;
  • описание процедуры подачи заявки на обучение и стажировки;
  • конструктор учебных дисциплин, предназначенный для преподавателей российских вузов;
  • дистанционные курсы повышения квалификации.

Конструктор учебных дисциплин будет представлять собой интерактивную среду, которая позволит преподавателю сформировать все материалы, необходимые для успешной реализации дисциплины. В частности, конструктор будет включать:

  • учебно-тематический план дисциплины;
  • рекомендуемые источники для подготовки лекций: конспекты, литература, открытые ресурсы и пр.;
  • сценарии семинарских и практических занятий;
  • набор контрольно-измерительных материалов для проведения семинаров и практических занятий;
  • видеоматериалы;
  • интерактивные (в т.ч. геймифицированные) образовательные модули.

Содержание конструктора будет разрабатываться привлеченными к работе в МНМЦ специалистами, в том числе международными. Конструктор будет иметь функционал комментариев и обратной связи для сбора отзывов и обсуждения материалов. Конструктор курсов будет ключевым инструментом распространения и применения результатов деятельности МНМЦ. Доступ к конструктору будет открыт для всех преподавателей, проходящих обучение или стажировки в МНМЦ.

3.1. Дистанционные курсы

МНМЦ будет активно использовать существующие заделы НИУ ВШЭ в области дистанционных курсов. Кроме того, деятельность МНМЦ будет направлена на создание новых дистанционных курсов. В частности, запланировано создание следующих курсов:

  • Математика для анализа данных
  • Введение в гладкие многообразия
  • Introduction to differential geometry
  • Основы машинного обучения
  • Анализ данных и прикладная статистика
  • Глубинное обучение
  • Анализ текстовых данных
  • Компьютерное зрение
  • Машинное обучение на больших данных

Для съемки видеоматериалов будут использоваться специализированные студии с профессиональным оборудованием.

Кроме того, запланировано использование дистанционных курсов для проведения занятий в формате смешанного (blended) обучения. В частности, программа повышения квалификации «Математический английский» рассчитана на преподавателей и исследователей в области математики и смежных наук, желающих подготовиться к написанию математической статьи на английском языке или к выступлению на английском языке с докладом на международной конференции. Программа осуществляется в формате blended learning с использованием онлайн-курса «Математический английский» А.Б. Сосинского, а также руководства «Как написать математическую статью по-английски» того же автора. В рамках программы будут предложены индивидуальные дистанционные и очные консультации с носителем языка.

Еще одним направлением деятельности МНМЦ в области дистанционных технологий будет организация записи дистанционных курсов преподавателями, приезжающими в МНМЦ на стажировку. Предварительно преподаватели получат консультации от специалистов, которые сами записывали успешные дистанционные курсы, а также от технических работников, отвечающих за качественную съемку и обработку материалов. Съемка будет проходить в специализированных студиях с последующей профессиональной обработкой. Полученные материалы преподаватели смогут включать в собственные курсы для студентов своих образовательных организаций высшего образования.

4. Разработка учебно-методических материалов

Деятельность МНМЦ ВШЭ будет направлена на разработку широкого спектра учебно-методических материалов по математике, компьютерным наукам и цифровым технологиям. Учебно-методические материалы будут иметь различный формат:

  • конспекты лекций (сверстанные в электронном виде с помощью систем LaTeX, MS Word или XML, снабженные иллюстрациями, гиперссылками и другими интерактивными элементами);
  • сценарии семинарских и практических занятий;
  • контрольно-измерительные материалы: задачи, контесты и пр.;
  • интерактивные (в т.ч. геймифицированные) образовательные модули;
  • видеоматериалы.

Все разработанные материалы будут размещаться на странице МНМЦ.

4.3. Привлечение международных специалистов

В целях реализации лучших мировых практик преподавания математики, компьютерных наук и цифровых технологий деятельность МНМЦ будет направлена в том числе на привлечение экспертов из ведущих мировых учебных и научных центров. Программы визита могут быть как краткосрочными, например, для проведения мастер-классов и мини-курсов, так и долгосрочными – для реализации длительного курса и проведения совместных научных исследований, консультирования обучающихся. Важным специальным поводом привлечения международного специалиста может стать создание авторского онлайн-курса, рассчитанного на преподавателей университетов и раскрывающего методические аспекты определенной дисциплины. Часть специалистов может быть привлечена на условиях дистанционной работы, например, для разработки методических материалов МНМЦ.

4.4. Сопровождение образовательных программ

Эффективность образовательных программ МНМЦ также будет обеспечиваться постпрограммным сопровождением. Ключевым результатом обучения является освоение преподавателем инструментария по формированию методических и контрольно-измерительных материалов, а также разработка собственной образовательной программы с целью дальнейшей реализации на базе своей образовательной организации. Таким образом, у преподавателя могут возникнуть вопросы по реализации образовательной программы. На протяжении всего периода деятельности МНМЦ у преподавателя будет возможность получить консультации по телефону или электронной почте. Все обращения преподавателей будут фиксироваться с целью выявления наиболее часто встречающихся проблем, последующим их анализом и возможным устранением.

Для каждой образовательной программы будет организована система отзывов от обучающихся, цель которой - учет замечаний и дальнейшее совершенствование программы.

4.5. Формирование профессионального сообщества

Деятельность МНМЦ будет направлена на развитие коммуникационных связей между всеми участниками образовательных отношений. Совместное обучение на образовательных программах, стажировки будут способствовать формированию рабочих контактов между представителями различных образовательных организаций высшего образования. Обучение на дистанционных курсах будет поддерживаться обсуждениями на форумах и в группах мессенджеров. Совместное использование учебно-методических материалов повлечет обсуждение и обмен опытом.

В рамках обучения в МНМЦ на научно-методическом треке могут быть сформированы новые научные коллективы, которые продолжат совместную работу и после завершения обучения.

Кроме того, МНМЦ планирует проведение конференций, посвященных вопросам высшего образования в сфере математики, информатики и цифровых технологий. На конференции планируется приглашать не только представителей образовательных организаций высшего образования, с которыми непосредственно взаимодействует МНМЦ, но и спикеров из других ведущих образовательных организаций высшего образования из России и других стран.